Обычно осознанию мешают три проблемы. Это необычайно важно для каждого искателя понимания. Мы все осознаем постфактум. Вы были злы — ты ударил свою жену, а ты бросила подушку в своего мужа. Потом, когда ты успокаиваешься, ты осознаешь. Но теперь уже ничего не вернешь. Сделанного не воротишь — слишком поздно. Ты должен помнить три главных момента. Первое — рождает разделение.. . осознавай действие непосредственно в момент его совершения. Это первая сложность для человека, который хочет научиться осознавать. Гнев как дым. Научиться осознавать его, когда он в разгаре, — первая проблема — но это возможно. Приложив немного усилий, можно этому научиться. Вначале ты заметишь, что осознаешь момент, когда гнев уже ушел и ты успокоился; скажем, ты начнешь осознавать по прошествии пятнадцати минут. Если ты будешь упражняться, ты сможешь осознавать через пять минут. Упражняйся больше, и ты будешь осознавать практически сразу — спустя одну минуту. Упражняйся больше, и ты будешь осознавать, как гнев исчезает. Упражняйся еще больше, и ты будешь осознавать гнев в самом его разгаре. Это первый шаг к осознанию действия в момент его совершения. Сделать второй шаг сложнее, так как ты входишь в воду еще глубже. Второй шаг, или вторая сложность, — осознавать действие до его совершения — когда ты еще не совершил действие, но у тебя уже появилась мысль. Мысль в твоем уме появилась, но еще не была реализована. Она существует как семя, как потенциал; она может превратиться в действие в любой момент. Для этого нужен немного более тонкий уровень осознания. Ты совершаешь грубое действие — избиваешь человека. Ты можешь в этот момент осознавать, но мысль об этом — намного тоньше. В твоём уме проносятся незамеченными тысячи мыслей. Большинство этих бесконечных мыслей, однако, никогда не становится действием. В этом разница между грехом и преступлением. Преступление - это когда мысль становится действием. Ни один суд не может наказать тебя за крамольную мысль. Ты можешь думать о том, чтобы кого-то убить, но закон не может тебя за это наказать. Тебе может нравиться эта идея, ты можешь об этом мечтать, но пока ты не совершил действие, пока ты не претворил мысль в действительность - закон над тобой не властен. Только действие может считаться преступлением. Но религия пошла дальше. Она считает грехом мысль. Претворил ты её в действие или нет - не важно, - ты совершил убийство в глубине души, ты себя запятнал. Вторая сложность - заметить момент появления мысли. Это возможно, только если ты преодолел первую проблему, ибо мысль по сравнению с действием - более тонкий уровень, чтобы его заметить: просто нужно немного практики. Спокойно сядь и наблюдай свои мысли. Просто замечай все оттенки мысли - как она возникает, как она принимает форму, как она какое-то время пребывает, как она исчезает. Она становится гостьей, и затем, когда приходит время, она тебя покидает. Множество мыслей приходит и уходит: ты хозяин, к тебе приходит и от тебя уходит множество мыслей. Просто наблюдай это. Не упражняйся с самого начала со сложными мыслями, начни с мыслей простых. Это облегчит тебе работу. Сядь в саду, закрой глаза и замечай каждую мысль - мысли у тебя есть всегда. Ты слышишь, как рядом лает собака, и сразу начинаешь думать. Ты вспоминаешь собаку, которая была у тебя в детстве, как сильно ты её любил, как она умерла и ты страдал. Потом приходит мысль о смерти, ты забываешь о собаке и вспоминаешь смерть твоей матери... потом ты вспоминаешь твоего отца... и так далее, и так далее. И всё из-за глупой собаки, которая даже не знает, что ты сидишь у себя в саду, и лает просто потому, что просто не знает, чем себя занять. Она не знает о тебе, она не лает для тебя специально, но всё равно твои мысли цепляются одна за другую. Наблюдай это, постепенно упражняйся с более сильными эмоциями. Ты злишься, ты ревнуешь, тебя обуревает жадность, - просто заметь, как у тебя появляется эта мысль. Это второй шаг. Третий шаг - заметь сам процесс, прежде чем он стал мыслью, в итоге выливающейся в действие. Это самое сложное: сейчас тебе трудно это даже представить. Мысли всегда предшествует чувство. Это три этапа: чувство-мысль-действие. Ты можешь даже не осознавать, что каждая мысль порождается определённым чувством. Если нет чувства, нет и мысли. Чувство находит воплощение в мысли, мысль находит воплощение в действии. Теперь ты должен сделать практически невозможное - заметить это чувство. С тобой никогда не бывало такого раньше? Не зная почему, ты чувствуешь себя немного взволнованным: мысли, которая могла бы послужить причиной твоего волнения, нет, но ты взволнован. Это некое скрытое чувство. Иногда ты чувствуешь грусть. Для этого нет никакой причины, нет никакой мысли, которая вызывала бы у тебя грусть: и тем не менее ты грустишь. Это означает, что это чувство пытается выйти на поверхность, из его семени пробиваются ростки. Если ты можешь осознавать мысль, рано или поздно ты научишься осознавать тонкие оттенки чувства. Это были три проблемы. Если тебе это удастся - ты раскроешь свою сущность.